------------------------------------------------------------------------------- Kino no Tabi - the Beautiful World - VI (c) 2002 Keiichi SIGSAWA ASCII MEDIA WORKS / Dengeki Bunko ISBN4-8402-2155-3 C0193, 25/08/2002 Иллюстрации - Кохаку Куробоси ------------------------------------------------------------------------------- Перевод с японского (c) Константин Тимошенков aka Teisuu http://teisuu.nm.ru Редакция 1 от 28/07/2014 Русский перевод сей есть труд неофициальный и любительский. Употребление оного дозволяется сугубо в личных целях, не корысти ради и без попрания прав автора книги, её издателей и переводчиков. Всяк, заполучивший русский текст сей, обязуется купить книгу в оригинале или же в любом официальном переводе. ------------------------------------------------------------------------------- Кэй-ити СИГСАВА Путешествие Кино - Этот прекрасный мир - Книга шестая, история шестая Безопасная страна ~ Чтобы его защитить ~ Anzen na Kuni ~ For His Safety ~ Дорога вела по самой кромке озера. Оно было таким огромным, что противоположный берег терялся за горизонтом. Ветер поднимал небольшие волны, и они выплёскивались на берег, усыпанный мелкими камушками. Дорога - утрамбованная грунтовка - пролегала чуть выше полосы прибоя, не приближаясь к озеру и не отдаляясь. С другой стороны от неё высился лес. С чистого утреннего неба светило солнце, на деревьях набухали почки. Снег уже совсем сошёл. Местами путь пересекали ручьи. Мелкие, но широкие потоки холодной воды перехлёстывали через дорогу и вливались в озеро. В лесу, возле одной из таких речушек, стоял Мотоциклет (*), а рядом с ним человек. Это была девушка не старше двадцати лет, с короткими чёрными волосами, большими глазами и решительным выражением лица. Она была одета в чёрную куртку, подпоясанную толстым ремнём, на котором крепились несколько подсумков. Справа, на поясе, и сзади на спине висело по кобуре с "Увещевателем" (**). Справа - с револьвером. На спине - с узким автоматическим пистолетом рукояткой вверх. Девушка медленно вытащила револьвер из кобуры и выстрелила от бедра. Раздался оглушительный грохот, взметнулось облачко белого дыма. Выпущенная пуля ударилась в железный лист размером с разделочную доску, висевший через несколько деревьев от стрелка. Стаей метнулись прочь птицы. - Попадание, - сообщил Мотоциклет. На лице девушки мелькнула довольная улыбка. Она слегка распрямила руку и выстрелила пять раз подряд, отправив все пули в раскачивающуюся железную доску. - Руки помнят, Кино. Отлично! - похвалил Мотоциклет. - Спасибо, - отозвалась девушка по имени Кино. - Так может, уже поедем? - спросил Мотоциклет. - Нет. Чуть позже, - ответила Кино, раскрывая револьвер. Она заменила пустой барабан на снаряжённый, закрыла револьвер и вернула его в кобуру. Затем пошла к железному листу и перевесила его вдвое дальше. Вернувшись в Мотоциклету, она левой рукой вытащила второй "Увещеватель" из-за спины. Вытянула руку, сдвинула предохранитель и прицелилась. - Посмотри, Гермес, - попросила она. - Угу, - ответил Мотоциклет по имени Гермес. Кино выстрелила. Раздался хлопок, намного тише, чем от револьвера, и пистолет выбросил пустую гильзу. - Попадание. Точно в середину, - сказал Гермес. Снова выстрел. - Попадание. Чуть ниже и левее, - Мотоциклет каждый раз докладывал, куда именно попала пуля. Расстреляв две обоймы, Кино зарядила третью и поставила пистолет на предохранитель. Вложила оружие в кобуру. Сходила за мишенью. - Великолепно. Тут и Учитель не нашла бы, к чему придраться, - сказал Гермес, когда она вернулась. - Спасибо. На этом с практикой всё. Кино вытащила из ушей ватные затычки и спрятала их в один из подсумков. Подобрала все разлетевшиеся гильзы, а затем завела мотор. Над берегом поплыл глухой рокот. Железная доска отправилась в стоявший рядом с Мотоциклетом чемодан. Водрузив его на багажник над задним колесом, Кино принялась туго затягивать ремни крепления. - Кстати, Кино, а страна, куда мы едем, и вправду такая опасная? - спросил Гермес. - Ты со вчера вовсю тренируешься. - Не знаю, - ответила Кино, продолжая работу. - Не знаешь? - Нет, правда. Слишком мало о ней известно. Надо же как-то подготовиться. Вдруг там будет, как в том месте... Ладно, пора отправляться. Закончив погрузку, девушка убедилась, что ничего не оставила. Набросила длинный коричневый плащ. Он был ей длинноват, и она обмотала полы вокруг бёдер, чтобы они не мешались. Надела шапку с козырьком и ушами, на глаза надвинула защитные очки-консервы. Сев в седло, Кино налегла на руль и столкнула Гермеса с центральной подставки. Тронулась с места, вернулась из леса на дорогу и двинулась в путь, подставив спину солнцу. К стране, выходящей прямо к озеру, она добралась к полудню. - Здравствуйте, путники. Добро пожаловать в нашу страну. Так приветствовал путешественницу на Мотоциклете инспектор пограничной службы, выглянувший из своего окошка рядом с воротами. - Здравствуйте. Я Кино, а это Гермес. Прошу разрешения посетить вашу страну, чтобы отдохнуть и осмотреть достопримечательности. На три дня. Выслушав её, инспектор покосился на Гермеса и спросил: - А господин Мотоциклет, то есть, господин Гермес, тоже желает у нас побывать? - Конечно! - сказал Гермес, а Кино кивнула. Инспектор немного замялся, затем сказал: - Мне очень неловко об этом говорить, и пожалуйста, не обижайтесь... Если вы, его водитель, не дадите письменного обязательства держать мотор выключенным, боюсь, я не смогу впустить господина Гермеса. В нашей стране езда на Мотоциклете запрещена законом. - Запрещена законом? - Чего? На чём же вы ездите? - подал сзади голос Гермес. - У нас существует абсолютно безопасная, бесплатная система автоматического общественного транспорта. Это такие машины, которые могут отвезти вас по любому указанному адресу. В них достаточно места и для господина Гермеса, так что вашим перемещениям ничто не помешает. Вы только должны пообещать не заводить мотор... - извиняющимся тоном объяснил инспектор. Кино подумала немного и сказала: - Хорошо. Обещаю на нём не ездить. - Кино? - А что делать, Гермес? "В Римме веди себя как риммлянин". Гермеса, по-видимому, это убедило. - Ладно! Уж куда лучше, чем та страна, куда не пускали, пока не оденешься по-чудному. - Даже вспоминать не хочется... - пробормотала Кино. - Большое спасибо, - обрадовался инспектор. - Пожалуйста, напишите текст обязательства и поставьте свою подпись. Он протянул письменные принадлежности - бумажный бланк и тонкую кисть. Кино бросила на них недоумённый взгляд. - В нашей стране мы пользуемся этим. Вот чернила. - Хм... Кино кое-как написала, что, находясь в стране, не станет заводить двигатель Гермеса, и расписалась. Инспектор проверил, всё ли верно. - Благодарю вас. Я сейчас же подготовлю и открою ворота. Да, на всякий случай хочу уточнить - у вас ведь нет с собой "Увещевателей"? - Есть, - ответила Кино, вытащила из-под плаща револьвер и перехватила его за ствол дулом вверх. Револьвер у неё звался "Пушка", а пистолет за спиной - "Лесной человек". Когда Кино подняла голову, оказалось, что инспектор уже не сидит на стуле перед окном. Он забился за шкаф в самом дальнем углу комнаты и оттуда испуганно следил за Кино и её оружием. - Это... С этим к нам тоже нельзя! - прокричал он издалека. - А? - По нашим законам обычным гражданам запрещено владеть "Увещевателями". Их получают только члены отрядов самообороны. Так что с оружием, к величайшему сожалению, я вас пустить не могу. Поймите, таковы правила! - ещё более извиняющимся тоном пояснил инспектор из своего убежища. - Ну, Кино, что делать будем? - Что же мне, разоружаться? - Кино озадаченно посмотрела на револьвер в руке. - "Риммляне, риммляне, риммляне", - пропел Гермес. - Да знаю я... - прошипела Кино. Затем подняла "Пушку" повыше и сказала: - Хорошо. Что мне с ним сделать? Он у меня, кстати, не один. Оставить вам на хранение до моего отъезда? - Только не это!.. Ох, извините. Я боюсь "Увещевателей". Нет, не показывайте его мне! Ой! - и инспектор полностью скрылся за шкафом. В итоге Кино разобрала все свои "Увещеватели" и сложила их в предоставленный инспектором сейф. К её отъезду, пообещал тот, сейф доставят к западным воротам. Инспектор подготовил необходимые документы, на что ушло ещё какое-то время. Наконец он сказал: - Извините, что так долго. Сейчас я открою ворота... А! Может, у вас и ножи с собой есть? По законам нашей страны, обычным гражданам запрещено владеть режущими предметами... Кино, не меняясь в лице, несколько раз кивнула. - Есть, и много... Простите, а что ещё у вас запрещено? Огласите весь список, пожалуйста. - Ну наконец-то! - сказала Кино, закатив Гермеса через ворота. - Отмучились! - отозвался Гермес. Вслед за пистолетами Кино выложила и внесла в опись все свои ножи. Инспектор указал, что ещё из её вещей нельзя взять с собой. В итоге пришлось оставить всё режущее, несколько инструментов с заострёнными кончиками и, не совсем понятно, почему, верёвку от палатки. В страну они попали уже на закате. Внутри крепостной стены перед путниками раскинулась равнина, как по линейке застроенная одноэтажными домами. Широкие, целиком замощённые улицы содержались в идеальном порядке. Люди попадались редко - видимо, разошлись под вечер по домам. Кино сняла плащ и положила его поверх вещей на багажнике. Затем глянула на пустующую кобуру на правом боку. - Диета помогла, я стала легче... - буркнула она. - Ну да ладно... Кино посмотрела на дорогу, и к ним тут же бесшумно подкатила машина. В ней виднелось несколько кресел, но пассажиров не было. - Садитесь, пожалуйста, - донеслось изнутри, и дверь скользнула в сторону. Несколько сидений сложились, образовав ровную площадку для багажа. Машина резко присела, так что пол оказался почти что на одном уровне с тротуаром. - Автоматическая, общественная, и что-то там ещё, - сообщил Гермес. По дороге там и сям сновали похожие машины. - Ясно, - пробормотала Кино и закатила Мотоциклет внутрь, после чего села сама. - Куда изволите? - спросил тот же голос. Кино подробно расписала, какая гостиница ей нужна. - Слушаюсь, - ответил голос и машина тронулась с места. Двигалась она неспешно, со скоростью бегущего человека. - Ага, - сказал Гермес. - Раз так, самому мне ездить не придётся. - Как в сказке, - отозвалась Кино, устраиваясь поудобней. Когда они прибыли в заказанную гостиницу, их встретили у входа, а затем проводили в номер. Комната оказалась большая, но странно обставленная. Вся мебель была очень низкой. Кровать, гардероб, умывальник, стол - всё не выше колена. В ванной комнате отсутствовала ванна. - Тут на многое хочется посмотреть, но уже не сегодня. Кино поела, приняла душ и легла спать. Следующий день. Путешественница проснулась на рассвете. Погода обещала быть хорошей. Кино сделала лёгкую разминку и уже собиралась поупражняться с пистолетами, но вспомнила, что сдала их на хранение. Ничего не оставалось, как удлинить тренировку по рукопашному бою. После завтрака Кино выждала какое-то время, а затем разбудила Гермеса. Как была, налегке, она вышла из гостиницы и выкатила Мотоциклет. Надела куртку, а плащ свернула и пристроила на багажник. На дороге она увидела нескольких человек, выстроившихся в очередь. Как ей объяснили, по утрам на улицах сравнительно многолюдно и машину иногда приходится ждать. Кино заняла место в хвосте. Стоявшая перед ней женщина лет 30 сразу же с ней заговорила. - Доброе утро. Вы, должно быть, путешественница? - Доброе утро, - любезно ответила Кино. - Так и есть. Женщина показала пальцем на правый бок Кино и с некоторым удивлением спросила: - Неужели это у вас кобура для "Увещевателя"? В кино такое часто показывают. - Да, всё верно. Вот только сами "Увещеватели" мне пришлось оставить в сейфе у ворот. Женщина нахмурилась. - Значит, они у вас есть. - Да, - Кино кивнула. Лицо у женщины застыло. - Послушайте меня внимательно, - медленно, чеканя слова заговорила она. - В нашей стране владение "Увещевателями" полностью запрещено законом. - Понимаю. - А знаете, почему? - Нет, - ответила Кино. - Я пока не изучала вашу историю. - История здесь ни при чём, - категорично сказала женщина, качая головой. - Просто "Увещеватели" очень опасны. Кино бросила взгляд на Гермеса и переспросила: - Опасны? - Да, - продолжила женщина тоном учителя, отчитывающего ученика. - Их единственное назначение - стрелять в людей или в животных. Тому, кто возьмёт его в руки, захочется в кого-нибудь выстрелить, кого-нибудь ранить. А если они будут у каждого, этого захочется всем. И тогда уже завтра люди начнут совершать преступления. Этих несчастий можно избежать, если отказаться от "Увещевателей". Люди могут жить дружно, улыбаться друг другу, но стоит появиться оружию - и они превращаются в убийц. "Увещеватели" очень опасны. Одно их присутствие угрожает мирной жизни. Поэтому в нашей стране они запрещены законом. Им здесь не место. Кино выслушала её, едва заметно кивая, затем сказала: - Я путешествую, а в дороге нельзя заранее предугадать, что тебя ждёт. Поэтому мне без них не обойтись. Женщина по-прежнему хмурилась. - Выходит, вы "Увещевателями" ещё и пользуетесь. А если у вашего противника они тоже есть, вы будете биться насмерть. Но если оружия у вас не будет, то и противник, как мне кажется, не станет вас убивать. Это ведь так жестоко! А значит, у вас появится возможность для переговоров. Вы сможете начать искать способ решить дело миром. - Вы так думаете? - с сомнением сказала Кино, но женщина, не обратив на это внимания, ледяным тоном закончила: - Возможно, вы попали к нам совершенно случайно, но по-моему, вам несказанно повезло. Вы просто обязаны изучить то замечательное отношению к безопасности, какое принято в нашей стране. Прощайте! - Да, если позволите, - равнодушно произнесла Кино, глядя, как отъезжает машина с её недавней собеседницей. Дождавшись своей очереди на посадку, Кино первым делом приказала отвезти её в центральную часть страны. Спереди на табло появилась надпись "В центр". Как и вчера, машина ехала медленно. На перекрёстках не было светофоров - весь транспорт сперва останавливался, а затем проезжал строго по очереди. Между участниками движения всегда выдерживалась значительная дистанция. - Еле тащится! Я так засну, - пожаловался Гермес, и в этот момент они остановились у тротуара, где стояли люди. Голос объявил, что подберёт ещё пассажиров и поблагодарил за содействие. В машину вошёл мужчина средних лет. - Ну надо же! Путешественница? Доброе утро. Он сел напротив Кино. - Доброе утро. - Как вам наша абсолютно безопасная бесплатная система автоматического общественного транспорта? - Очень удобно. Здорово облегчает жизнь. Мужчина довольно закивал. - Ну ещё бы, ещё бы! Это наша гордость, одна из многих. Любой человек может просто, безопасно и эффективно добраться в любую точку страны. При наших-то просторах без неё никак. - А самому эти машины можно водить? Услышав этот невинный вопрос, мужчина вдруг нахмурился. - Водить? Вы сказали - водить? То есть, самому управлять её движением? - Да. Я просто подумала, есть, наверное, и те, кто хочет сам вести машину туда, куда ему нужно. От этих слов собеседник Кино внезапно изменился в лице. - Водить машину опасно! Как можно доверять это человеку? Это очень рискованно! - Вы полагаете? - Я уверен. Ведь что такое машина? Это большая масса, движущаяся с большой скоростью. Порой её энергия не уступает энергии пули, выпущенной из "Увещевателя". Вы же понимаете, да и все понимают, что произойдёт, если она врежется в человека. - Пожалуй, да. - Люди несовершенны. Им свойственно ошибаться. Но при этом считать себя правыми... Да, мало кто совершает ошибки потому, что им этого хочется... То же касается и вождения. Если мы его разрешим, то кто-нибудь, где-нибудь, обязательно попадёт в аварию. Пострадает имущество, пострадают люди. А то ведь и погибнут! Именно поэтому в нашей стране закон запрещает обычным гражданам самим управлять машинами. Это варварский пережиток прежних времён, когда они только появились. Сейчас-то вас довезут куда угодно, автоматически и безопасно! Что вам только в голову взбрело?! Ох, виноват. Не следовало мне так говорить. Но всё-таки... Машина остановилась, и мужчина поднялся с места. - Пожалуйста, даже не думайте о том, чтобы водить машину! - прокричал он, уже переступая порог. Вместо него вошла почтенных лет женщина и села напротив Кино. Когда машина тронулась, она, уставившись в окно, неожиданно заговорила, словно бы сама с собой: - Водить машину?.. Давненько я об этом не слыхивала. Помню, когда я молодой была, требовалось и руль самому крутить, и педали нажимать. Вот только дня не проходило без какой-нибудь страшной аварии. Моего родного дядю сбили, когда он переходил улицу. Так и умер на следующий день. Ему бы жить да жить, но нет. Жена осталась без мужа, ребёнок - без отца. Или как-то юнец один разогнался по неопытности, вылетел на повороте и врезался в группу малышей из детского сада. А то ещё водитель грузовоза зазевается по сторонам, не успеет остановиться - и несколько машин в лепёшку. Столько всего ужасного творилось! Где человек, там и промашки, порода у нас такая. Можно ставить светофоры, придумывать строгие правила, но мы же сами не способны им следовать. А ещё на машинах гоняли преступники. Это ж какая угроза для окружающих, когда они пускаются наутёк! - Понимаю, - поддакнула Кино. - Машина - оружие убийц. Чудовищное, смертоносное. Нельзя было доверять его людям. Зато сейчас, когда движением управляет автоматика, можно ездить без опаски. Так должно было быть с самого начала. Ах, теперь ничто не помешает жить долго!.. - закончила старушка свой монолог, по-прежнему глядя вдаль. В центре страны Кино встретили всё те же одноэтажные строения и чистые, прибранные улицы. - Так и есть, ничего интересного. Обычные скучные домики, - пожаловался Гермес. - Куда бы теперь? - спросила Кино. Стоило ей сдвинуть Гермеса с места, как сзади раздался пронзительный женский крик: - Эй, ты! Да, ты, я к тебе обращаюсь! Кино обернулась. К ней со всех ног мчалась очень полная дама средних лет. Она еле-еле смогла затормозить прямо у Кино перед носом. - Чуть не задавила, - прошептал Гермес. - Неужели ты ездишь на этом?! - визгливо спросила дама и ткнула пальцем в Гермеса. - Да. Но двигатель я тут не... - Не делай так больше! Не рискуй жизнью! - перебив Кино, выкрикнула женщина. - Но я... - Мотоциклеты опасны, понимаешь? Одумайся! Посмотри, как ты на нём сидишь - ты же вся открыта! Разгонишься, упадёшь - и знаешь, что с тобой будет? Тебя ничто не защищает! - Дело в том... - Жизнь - величайшая драгоценность! Ты должна ею дорожить! Прекрати ездить на Мотоциклете! Любая авария может стать смертельной! Нельзя подвергать молодую жизнь такой опасности. Пока не поздно, откажись от Мотоциклета. Откажись прямо сегодня! Представь, как опечалятся твои родители, если ты разобьёшься! - Да, но мои родители... - Вот же непонятливая! Удели больше внимания своей безопасности! Поучись этому в нашей стране! Прощай! Дама стремглав бросилась к подъехавшей машине, исчезла внутри и укатила прочь. Затянувшееся молчание прервал Гермес: - А может, здесь не так скучно, как я думал. Кино кивнула. - Давай-ка теперь по магазинам. Машина отвезла Кино с Гермесом к торговому центру. Улица проходила прямо через огромное здание, по обоим её сторонам тянулись ряды магазинов. Кино шагала по дороге, ведя Гермеса рядом. Она отыскала подходящую скобяную лавку и вошла внутрь. В просторном помещении стояли низкие стеллажи с металлической посудой. Продавец, мужчина лет тридцати-сорока, сидел на полу. - Милости прошу, уважаемая путешественница! Что-нибудь ищете? - Да, нож. Лезвие длиной чуть больше ладони, двусторонняя заточка, поострее. Нигде не могу такой найти. Продавец ахнул. - Помилуйте, как можно?! А, вы, наверное, не знаете. В нашей стране все режущие предметы запрещены. - Что? У вас ничего нет? Совсем-совсем? А других магазинах? - с наигранным удивлением спросил Гермес. - И там нет, конечно же. Закон запрещает обычным гражданам владеть режущими предметами. - Почему? - спросила Кино, и продавец мгновенно ответил: - Но они же опасны! - Вот как? - Именно так! Это орудия, которыми убивают и калечат людей. Ножи нужны тем, кто ни в грош не ставит человеческую жизнь. Такие личности - резерв армии убийц! Нельзя развязывать им руки. Общество, в котором у обычных граждан есть потребность в режущих предметах, ненормально. Наша страна проявила исключительное благоразумие, приняв закон о контроле над ними. Это так замечательно придумано, что... У меня даже слёзы на глаза наворачиваются! Глаза продавца и правда увлажнились. - Чем же, например, точить карандаши? - спросила Кино. - Автоматическими точилками, разумеется! - тут же ответил продавец. - А строительство? А приготовление пищи? - И стройматериалы, и продукты продаются уже нарезанными. Мы же не в глухой деревне живём. Резкой занимаются тщательно подготовленные профессионалы, такие как мясники или раздельщики рыбы. Им в работе без ножей или резаков не обойтись, но они используются только на рабочем месте, а потом прячутся в сейф. Чтобы ножи были доступны всем и каждому... О таком и думать-то страшно. Если... Тут продавец запнулся. Кино с Гермесом ждали, пока он продолжит. - Если и существует такая страна, там, наверное, полно преступников, которые режут людей направо и налево. Предположим, допекла человека жизнь, и тот от отчаяния срывается, идёт в ближайший магазин и покупает пару кухонных ножей. А потом выходит на тихую, мирную улицу и начинает кромсать ни в чём не повинных прохожих, подвернувшихся под руку! Ох, как представишь, так и вздрогнешь. Не хотел бы я жить в такой стране. Ужасно... Кошмар, настоящий кошмар... - Ясно. Я вас понимаю. Извините. - Да, спасибо. Оставив продавца, который со страдальческим видом держался за голову, Кино и Гермес вышли на улицу. В торговом центре было немноголюдно. - Ничего себе, - с глубоким изумлением наконец пробормотала Кино. - Но в чём-то их можно понять, согласись, - серьёзным тоном сказал Гермес. - Тебя вот тоже когда-то пытался прирезать псих с кухонным ножом... Как говорится, сабли детям не игрушка. - "Спички детям не игрушка"? - Ну да, оно. Гермес затих. Но вскоре вновь оживился и спросил: - Что будем делать? - Попробуем ограничиться покупкой самого необходимого, - ответила Кино и огляделась. - Ты вроде говорила, что на чемодане ремень оторвался? - Да, точно. Нужен прочный клей. Кино узнала у прохожего, где находится хозяйственный магазин, и направилась туда. Как и везде, полки в нём висели низко. Кино встретил мужчина средних лет, по-видимому, директор. - Милости прошу. Вы, полагаю, путешественница. Добро пожаловать в нашу страну и в наш магазин. Что-нибудь ищете? - Здравствуйте. Да, мне нужен моментальный клей или что-нибудь подобное. Директор немного удивился, но тут же, как ни в чём не бывало, ответил: - Такого нет, да и быть не может. - Совсем? - спросил Гермес. Директор поднял указательный палец. - Полагаю, сейчас самый подходящий случай всё объяснить. Э-э... Кхм. По законам нашей страны, владение моментальным клеем и его применение строго запрещены. - Почему? - спросила Кино, на что Гермес тихо пробормотал: - А то ты не догадываешься. - Потому, разумеется, что такой клей опасен. Представьте, что будет, если он намертво присохнет к пальцу. А если попадёт в глаз? А если его выпьет ребёнок? Последствия окажутся самыми плачевными. А государство обязано ограничивать доступ к тому, что представляет опасность для повседневной жизни граждан. Если вам нужно что-то починить, воспользуйтесь этим клейстером. Директор указал на разноцветные тюбики. Кино взяла один и повертела в руках. - А как долго он сохнет? - Недолго. Всего полдня. Кино молча положила тюбик обратно на низкий стол. - Ладно, обойдусь без клея. А есть крепкая нитка для кожи и швейная игла с большим ушком? - спросила она. - Нитка есть, но тонкая. Кстати, нити с усилием на разрыв больше десяти лет законом запрещены. - "Усилие на разрыв больше десяти лет"? Как это? - Это значит, что нить не рвётся в течение трёх секунд под весом среднего человека в возрасте десяти лет, - пояснил директор. - И почему они запрещены? - спросил Гермес. - Позвольте, но это же очевидно. Чтобы никто не мог повеситься сам или задушить другого. Крепкая бечёвка является оружием. - Вот почему верёвку отобрали, - шепнул Гермес молчащей Кино. - Нитки лежат на той жёлтой полке. А иголок нет. Владеть ими обычным гражданам запрещено законом. Кино закивала. - Видимо, потому, что есть опасность уколоть себя или других. А отломившийся кончик иглы может попасть в кровеносный сосуд и через него - в лёгкие. - Верно. Да вы и сами всё знаете! Закон строго запрещает обычным гражданам владеть иглами и другими предметами с заострёнными концами. Сюда относятся циркули, шариковые и перьевые ручки, и так далее. А угол заточки карандашей должен быть не меньше 120 градусов. Кино ничего не сказала. - Однако в продаже есть игольные блоки для швейных машин, разбирать которые имеют право только специалисты. Для покупки необходимо предъявить лицензию на владение швейной машиной и удостоверение личности, в котором указан адрес места жительства. Приобретённый товар можно забрать через две недели, после проверки истории правонарушений. Наконец, нужно сходить в полицейский участок и зарегистрировать серийный номер иглы. - Фу ты, морока какая! - с отвращением сказал Гермес. - Всё ради обеспечения безопасности! - гордо отозвался директор. - Значит, швейные машинки разрешены? - спросила Кино. - Да. Практически любой человек может получить лицензию. Для этого нужно подать заявление в ближайшее отделение полиции, приложив медицинскую справку об отсутствии противопоказаний для пользования швейной машиной и биографию, чтобы подтвердить отсутствие судимостей. Проводится письменное тестирование, затем следует курс обучения работе на швейной машине, а по его завершении - практический экзамен. Только когда он успешно сдан, вы получаете лицензию и приходите в магазин. Купленный аппарат также подлежит регистрации в полиции. Чтобы держать машину дома, нужно обзавестись сейфом с двумя ключами, который следует надёжно прикрепить к полу или стене. Если вы живёте не один, нужно предоставить медицинские справки на всех членов семьи и их письменное согласие. Когда все вопросы решены, машину можно ставить дома и начинать ею пользоваться. И тогда шейте что вам угодно - хоть тряпки, хоть юбки, хоть детскую одежду. Регистрация обновляется в ходе ежегодной полицейской инспекции по выявлению незаконных модификаций, позволяющих снять иглу. У меня есть учебник для подготовки к экзаменам. Возьмёте? - без запинки выпалил директор и вытащил из-под ног толстенную книгу, напоминающую том энциклопедии. Кино испустила тяжёлый вздох. - Нет, спасибо... Извините за беспокойство. После обеда Кино пошла в общественный парк на берегу озера. Солнце стояло в зените, прозрачная вода отсвечивала синевой. Над горизонтом виднелись росчерки перистых облаков. Кино поставила Гермеса на газоне и уже собиралась сесть рядом, как её окликнули: - Привет путешественнице! Она обернулась и увидела прогуливающегося мужчину лет тридцати. На нём были очки и белый лабораторный халат. - Здравствуйте. Красивое озеро, - сказала Кино, и мужчина радостно улыбнулся. - О да! Наверное, наши предки потому и выбрали это место, что искали такой пейзаж. В разгар лета на пляже отдыхающих - не протолкнуться. - Понятно. А купаться здесь летом можно? - беззаботно спросила Кино. Мужчина нахмурился. Он подошёл на пару шагов ближе и заговорил уже другим, прохладным тоном: - Ты с своём уме? Плавать запрещено законом. - Запрещено? - Ну да. Ты, должно быть, не понимаешь, как страшна вода. А знаешь ли ты, что человек может утонуть, зайдя в воду всего лишь по колено? - Но ведь плавать так весело! - сказала Кино, на что мужчина тяжело вздохнул и покрутил пальцем у виска. - Весело ей... Кто может пообещать, что твоё сиюминутное желание поразвлечься не закончится трагической гибелью? Ты слишком легко относишься к опасности несчастных случаев на воде. В любом случае, в нашей стране обычным гражданам закон полностью запрещает плавать. И в реках, и в озёрах. Тебе бы самой не захотелось, если бы ты была немного поумнее и получше знала жизнь. Но уж если невтерпёж - валяй. Я не стану удерживать тебя от самоубийства. - Э-э... - неопределённо протянула Кино в ответ. - Кстати, а ванны, часом, не потому ли запрещены? - Именно потому. В виде исключения разрешены только маленькие ванночки для купания младенцев. Все остальные приспособления, где может накапливаться вода, под строгим запретом. Всегда есть риск, что там может захлебнуться ребёнок или старик. Я, конечно, слышал, что в некоторых странах во дворах домов обязательно устраивают бассейны или что-нибудь столь же опасное, но если бы их жители побывали у нас, они бы осознали свою отсталость. Им стоит поучиться у передовых стран. - Вы так считаете? - Да. Тебе вот повезло, ты уже здесь. Надеюсь, когда ты вернёшься на родину, то расскажешь, какая у нас замечательная страна. Расскажешь обо всём, что здесь видела, без утайки. То-то все удивятся! Кстати, Мотоциклет опасен, не езди на на нём. Пока! Когда мужчина удалился, Гермес спросил: - Что будем делать? Вернёмся в гостиницу? - Вздремнуть можно и здесь. - А не холодно? Ещё простудишься. - Мда... Опасная штука - послеобеденный сон. В холле гостиницы стояли низкие стеллажи и уж совсем низкорослые диванчики. На стеллажах крепились круглые, расширяющиеся кверху фигурные стеклянные сосуды, похожие на бутоны тюльпанов. Внутри плавали золотые рыбки. Одни были в красную и белую крапинку, у других были странно выпученные глаза. Кино присела на корточки, чтобы их разглядеть, и с ней заговорил проходивший мимо мальчик-посыльный. - Красивые, правда? Гордость нашей гостиницы. У нас в стране это сейчас самые модные домашние питомцы. Особенно вон те, - он указал пальцем на пучеглазок. - Идут нарасхват. Тот, кто их разводит, уже целое состояние заработал. - Надо же... А каких ещё животных у вас держат? Скажем, собаки есть? - поинтересовалась Кино. Мальчик слегка удивился, но спокойно ответил: - Собак нет. По нашим законам обычным гражданам их заводить запрещено. - Запрещено? - переспросила Кино, поднимаясь на ноги. - Да. У них же зубы какие - жуть. Вдруг укусит? Цап - и ты уже калека. В худшем случае может и насмерть загрызть. Даже представить не могу такую страну, где бы к людям подпускали таких опасных зверей. Сами посудите, кто в здравом уме станет держать дома животное, которое может причинить вред человеку? - А какие животные законом разрешены? - Так, сейчас, - мальчик задумался. - Золотые рыбки, и вообще маленькие рыбки длиной не более 20 сантиметров. Потом рачки-артемии - знаете такие? И ещё пресноводные медузы. Они все очень красивые. - А другие? Скажем, карпы? - Карпы? Нет, они опасные. Их ведь нужно разводить в прудах, а туда может свалиться ребёнок. - Кошки? - спросил Гермес. - Что вы, ни в коем случае. С их-то когтями! Поцарапают, а там и до столбняка недалеко. - Птички? - спросила Кино. - Раньше было можно, но три года назад выяснилось, что пыль от перьев и пуха вредна для бронхов, и они попали под запрет. Владельцы птиц его поддержали. - Черепахи? - спросил Гермес. - Только те, чей укус не сильнее половины карандаша. Например, трионикс. - "Укус не сильнее половины карандаша"? Как это? - Сила в один карандаш - это когда прикушенный обычный карандаш ломается за минуту. А если за полминуты или быстрее, то уже нельзя. - Ну и сложности, - сказал Гермес. Мальчик приосанился. - Всё ради того, чтобы людям ничего не угрожало! - сообщил он, сияя горделивой улыбкой. Он уже собрался уходить, но Кино его остановила. - У меня ещё один вопрос. Куда бы я ни приходила, полки везде низкие. Почему? - Потому что падающий с высоты предмет опасен. Предел - возраст первых шагов. Размещать полки выше, чем средний рост младенца в том возрасте, когда они начинают ходить, запрещено законом. Потому и комнаты такие большие. Благодаря этому запрету у нас никто не погибает от упавших вещей, и даже пострадавших не бывает. Вот что значит забота правительства о гражданах своей страны. Кстати! - мальчик указал на низкую полку в углу холла, от края до края заставленную толстыми книгами. Их было штук пятьдесят. - Вот наш свод законов, свежее издание этого года. Обязательно прочитайте. Может, что-то подойдёт и для вашей страны. Если хотите, можете забрать книги с собой. Следующий день. Кино, как всегда, проснулась на рассвете. Легко соскочила с кровати. Поскорее съела завтрак. Растолкала Гермеса и поспешила на улицу, чтобы не попасть в утренний час пик. После продолжительной и тряской поездки на машине, в которую кроме неё никто не сел, Кино прибыла к западным воротам. В будке инспектора за крепостной стеной дежурил молодой парень лет двадцати. Завидев Кино, он сразу же выкатил тележку с сейфом. - Вот ваши вещи. Спасибо за сотрудничество. Первым делом Кино убрала все мелкие вещи в чемодан. Затем рассовала по своим местам ножи. Инспектор наблюдал за ней с нескрываемым любопытством. Наконец, Кино вытащила разобранные "Увещеватели" и моментально их собрала. Инспектор, вместо того, чтобы убежать подальше, продолжал внимательно смотреть. Вложив "Пушку" и "Лесного человека" в кобуру, Кино, как будто проверяя их вес, несколько раз подпрыгнула. - Всё-таки с ними спокойней. Как будто отрезанные руки приросли обратно, - сказала она. И тут инспектор, до сих пор молчавший, заговорил с ней. - Извините... Не уделите минутку? Я хочу с вами поговорить... Точнее, хочу кое о чём спросить. - О чём же? - обернувшись, спросила Кино. Инспектор немного замялся. - В стране я пока ни с кем об этом не говорил... Может, всё дело в том, что по работе я часто общаюсь с путешественниками, такими, как вы... В общем, мне всё больше начинает казаться, что мы ошибаемся, считая, что всё опасное надо запрещать... - Что вы имеете в виду? - спросила Кино. Инспектор заговорил медленно и осторожно: - Ну... Мотоциклеты, ножи, "Увещеватели", машины, моментальный клей - это всего лишь вещи... Как бы получше объяснить... Они не опасны сами по себе, но становятся такими в зависимости от того, как мы, люди, их используем... Иначе говоря... - Продолжайте, пожалуйста, - попросила Кино. Инспектор не сводил с неё глаз. - Иначе говоря, я считаю, что на самом деле опасность представляет человек. Точнее говоря, его намерения. Если какая-то вещь, признанная опасной, причинит кому-то вред, это не значит, что она сделала это сама, по собственной воле. Есть тот, кто её использовал. Нарочно ли, или от недостатка опыта и знаний, или по ошибке, но в конечном счёте, во вреде, причинённом себе или другим, виноват человек. Никаких "опасных вещей" нет, есть только "опасные люди". А раз так, может, лучше обучать людей надлежащему обращению с вещами? Преподавать им правила и мораль? Незачем нам всем отказываться от того, что может быть опасным, вместо этого нужно воспитывать людей так, чтобы они чётко осознавали последствия своих действий. И мы должны стремиться к тому, чтобы таких людей стало больше. Когда они освоят обращение с различными орудиями, механизмами и так далее, то нам всем, как мне кажется, станет намного проще и удобней. У нас есть шанс на более богатую и приятную жизнь. Разумеется, опасность никуда не исчезнет. Но по-моему, открывающиеся возможности многократно её перевешивают. Инспектор огляделся, убедившись, что вокруг никого нет. И всё же снизил голос до шёпота и спросил: - Скажите... У вас есть Мотоциклет, ножи, "Увещеватели". Вы ими пользуетесь. Я вот что хочу понять... Может, я неправ? Раз мне одному во всей стране пришли в голову такие мысли, может, я сумасшедший? Скажите честно. Вы же путешественница, вы должны знать. По его лицу было видно, что он говорит со всей серьёзностью и прямотой, на которую способен. Кино на секунду отвела взгляд. Немного задумалась. Потом сказала: - Честно так честно. Мой ответ - "да". Я считаю, что вы сумасшедший. От удивления инспектор широко распахнул глаза и промямлил: - Э... Да... Но я... - Жители вашей страны приняли множество замечательных законов, - продолжила Кино. - Они тщательно продумали, как устроить так, чтобы жизнь стала по-настоящему безопасной. - Да?.. Э-э... - Поэтому никому из вас ничего не грозит. Все счастливы. Вы же не скажете, что ваши сограждане страдают от неудобств и терпят лишения? Инспектор не ответил. - Я бы и сама хотела жить в безопасности, насколько это возможно. Поэтому я считаю, что ваша страна - самое прекрасное место на земле. Вы же, воображая, что ваша страна ошибается, ошибаетесь сами. И вы правильно сделали, что никому больше об этом не сказали. - Вы... Вы так думаете?.. - Да. Вам следует верить в свою страну и гордиться тем, что вы здесь живёте, - закончила Кино. - Ясно... - тихо пробормотал инспектор, понуро свесив голову. - Нам пора, - сказала Кино и завела мотор Гермеса. Его рокот эхом отразился от крепостной стены. - Что ж, спасибо... Будьте осторожны... - сказал инспектор. - Вы тоже, - отозвалась Кино. Она перевела взгляд на дорогу, надела защитные очки и тронулась с места. - Значит, так?.. - прошептал инспектор, отрешённо глядя вслед удаляющемуся Мотоциклету. - Дождались. До чего приятно! - на ходу крикнула Кино. Гермес на порядочной скорости мчался по дороге вдоль озера. Справа от неё тянулся лес. Слева до самого горизонта раскинулось водное зеркало, в котором ярко пылало отражение солнца. - Согласен. Мотоциклет должен ездить на своих двоих. Кататься в чьём-то кузове - это ересь какая-то, - радостно ответил Гермес. На повороте Кино нарочно пустила заднее колесо в занос, и из-под него полетели мелкие камушки. - Кино, - позвал Гермес. - М? - Идеи, которые высказал тот инспектор - это же ровно то, о чём тебе говорила Учитель. Глаза Кино под очками потеплели. - Да. Приятно было услышать. - Так и знал, что ты нарочно. Но зачем? - спросил Гермес, и Кино ответила: - Чтобы его защитить. Им что от опасной вещи избавиться, что от опасного человека. - Мда... Жить с людьми и в безопасности - тоже задачка не из лёгких. Кино нажала на тормоз и замедлилась. - Пожалуй. Она объехала большой камень, лежащий прямо посреди дороги. И снова прибавила скорость. ------------------------------------------------------------------------------- Примечания автора * Мотоциклет (Motorrad) - здесь: двухколёсное транспортное средство, не способное летать. ** Увещеватель (Persuader) - стрелковое оружие, в данном случае - пистолет.